Оценка уровня цифровизации
автокредитования в России
Аналитики Ассоциации ФинТех совместно с Fintech Partners провели исследование уровня цифровизации текущего клиентского пути по автокредитованию для формирования целевого клиентского пути на среднесрочную перспективу. Текущий и целевой клиентский пути рассматривались в двух вариантах в зависимости от канала приобретения транспортного средства: через канал «Автодилер» с помощью классического кредита и через канал «Маркетплейс» с помощью потребительского кредита с последующим залогом транспортного средства.
«Цифровизация стала неотъемлемой частью банковских услуг. Автокредитование в новых реалиях позволяет клиентам выбирать авто в интернете, используя маркетплейсы для сравнения моделей и банковских предложений. Удобный клиентский путь при этом является ключевым фактором выбора заемщиков, так как они ожидают простого и быстрого получения кредита, минимального количества документов и максимального удаленного оформления. Однако, уровень внедрения цифровых технологий в клиентский путь по покупке автомобиля с использованием кредита все равно остается неоднородным. 100% цифровой клиентский путь построен не везде: все еще необходимо личное присутствие клиента в автосалоне, в банке или в ГАИ, что делает клиентский путь неудобным. Цель этого исследования – помочь участникам рынка сделать клиентский путь в автокредитовании полностью цифровым и бесшовным», – подчеркивает руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина.
Исследование показало, что повышению цифровизации автокредитования способствуют маркетплейсы, на площадках которых можно оставить заявку. В текущем процессе самые цифровые шаги – это заполнение кредитной заявки и выбор банка. Банки, автодилеры, страховые компании, маркетплейсы и ИТ-брокеры активно развивают и используют цифровые технологии, такие как API-интеграции, в том числе с гос. сервисами, электронный документооборот, простую электронную подпись для предоставления автокредитов, снижая операционные затраты и повышая скорость предоставления услуг. При этом, несмотря на развитие канала «Маркетплейс», 85% автокредитов оформляется через автодилеров. Аналитики отмечают, что максимально перевести кредитование в онлайн позволяет развитие партнерств. Так, Автодилеры-лидеры рынка осуществляют взаимодействие с банками посредством ИТ-брокеров (например, eCredit, FAST, Balance Platform), которые интегрированы с банковскими системами. Это позволяет отправлять заявки на кредит в режиме онлайн, получать решение в среднем в течение 5–10 минут и готовить документацию в программном обеспечении брокера.
Для цифровизации клиентского пути авторы исследования считают наиболее важным реализовать следующие инициативы:
  • Полноценное использование данных из Цифрового профиля клиентов для идентификации и андеррайтинга заемщика.
  • Отказ от бумажных документов и перевод документооборота в электронный формат.
  • Дальнейший рост использования маркетплейсов в качестве целевого канала.
Для цифровизации клиентского пути авторы исследования считают наиболее важным реализовать следующие инициативы:
  • Полноценное использование данных из Цифрового профиля клиентов для идентификации и андеррайтинга заемщика.
  • Отказ от бумажных документов и перевод документооборота в электронный формат.
  • Дальнейший рост использования маркетплейсов в качестве целевого канала.
В ходе исследования были также проведены интервью с участниками рынка, в ходе которых был оценен уровень цифровизации на каждом из этапов процесса и предложены рекомендации по его повышению. Например, 86% банков-участников настроили техническое подключение к «Цифровому профилю» физ. лиц и используют его для оценки кредитоспособности, если клиент дает на это разрешение, а 14% имеют такую техническую возможность, но не используют ее.
Более 90% финансовых организаций уже внедрили модели продвинутой аналитики и ИИ для скоринга и анализа кредитной заявки, что позволяет позволят им учитывать множество параметров – от традиционных (например, доходы и обязательства) до поведенческих данных, таких как платежная активность, использование других финансовых и нефинансовых продуктов.
В результате среднее время принятия решения по кредитной заявке на автокредит среди российских банков-участников исследования составляет 10 минут.
Остались вопросы или хотите обсудить проект?
Заполните форму — и мы свяжемся с вами в ближайшее время.